ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЩЕНИЕ

КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ

Правовое просвещение

 

В СУДЬБЕ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА 

ХЛЕБ И ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ НЕРАЗДЕЛИМЫ

К 28-летию со дня  основания Музея хлеба

ГУО «Средняя школа № 1 г. Гомеля»

 

У молодых граждан необходимо сформировать

целостное мировоззрение, в основе которого –

патриотизм. 

Президент Республики Беларусь

 А.Г. Лукашенко

 

В 1987 году, четверть века тому назад, создан Музей хлеба в Средней школе № 1 г. Гомеля. Сегодня это известный историко-краеведческий объект, на базе которого проходят районные, областные и республиканские педагогические чтения, семинары и конференции, встречи музееведов, творческие вечера. Его посетили более трех тысяч человек. По результатам XIV Республиканской выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и детского творчества «Гражданско-патриотическое воспитание: опыт и перспективы» Министр образования Республики Беларусь С.А. Маскевич наградил  дипломом I степени бессменного руководителя Музея хлеба учителя высшей категории Татьяну Николаевну Колесник, по результатам XVI Республиканской выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и детского творчества «70 лет Великой Победы» заместитель министра образования Республики Беларусь В.В. Якжик наградил дипломом III степени заместителя директора по воспитательной работе Друзь Татьяну Дмитриевну. Это высокое признание служит стимулом развивать историко-краеведческую и патриотическую работу в школе на новом уровне.

Музейная работа не предполагает шума и суеты. Также и хлеб выпекается спокойно и сосредоточенно, со знанием дела. Важна чистота помыслов, профессионализм, воля и энтузиазм. Феномен хлеба парадоксален: хлеб – это тяжелый труд и радость бытия. Смысл хлеба раскрывается в предельных состояниях и переживаниях человека: хлеб – это символ богатства и символ спасения голодающего, например в блокадном Ленинграде. Каждый экспонат, которых в основном фонде Музея  насчитывается  254, хранит культурный и духовный код различных времен в переломные исторические эпохи, иллюстрирует жизненный подвиг незаурядных личностей, какими были наши предки, обычные жители белорусских городов, местечек и сел.

Хлеб как великое изобретение человечества несет в себе тайну, которая раскрывается отнюдь не всякому, желающему ее постичь. Впервые школьники с любопытством и нескрываемым восхищением переступают порог Музея еще в начальных классах. Экскурсии для первоклассников проводят учащиеся старших классов. Благодаря непрерывному включению в гражданско-патриотическое воспитание всех возрастных категорий школьников  эффективно осуществляется преемственность поколений, передача опыта и системы духовных и культурных ценностей. Музей предоставляет прекрасную возможность для социальной адаптации молодежи, интерактивного творчества, инновационных подходов в образовательном процессе.

На каждом этапе своей учебы школьники изучают вековые традиции и обычаи, связанные с выращиванием и сбором урожая зерновых, производством муки, выпечкой хлеба. Патриотизм – это не картинка в глянцевом журнале. Лакированного и запланированного патриотизма не бывает. Патриотизм либо есть, либо его нет. И прививается любовь к Родине через предметы и  вещи, сделанные руками предков, знакомство с песнями, которые пели многие поколения, патриотизм - это знания о родном крае, его людях, прошлом и настоящем своей малой родины и семьи, понимание того, что все это – и личное достояние и одновременно предмет гордости целого народа. Как справедливо подчеркивают многие исследователи, патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности. Структурными компонентами патриотизма являются патриотическое сознание, чувства, отношения и деятельность.

Тема хлеба, как и тема жизни всегда инновационна. Хлеб тесно связан с обустройством быта славян, временным циклом сельскохозяйственных работ, обновлением жизненного начала народа, яркими и драматическими страницами истории Беларуси, трудовым подвигом на полях страны и в хлебопекарнях.

В сферу новейших изысканий руководителя Музея хлеба Т.Н. Колесник попала рукопись гомельского историка Г.С. Новограна «История Гомельского хлебокомбината» (1967 г.). Этот труд является ценным источником, рассказывающим об истории хлебопечения дореволюционного Гомеля, об организации работы на хлебозаводе № 3 в годы Советской власти, в послевоенное время.

Хлеб – символ жизни, как в мирное, так и в военное время. Г.С. Новогран описывает интересные эпизоды из жизни дореволюционного Гомеля, рассказывая о том, как свежайшую выпечку – французские булочки – ранним утром разносили по домам, поспевая к завтраку городских обывателей. В рукописи идиллические картины сменяются  повествованиями о героических буднях хлебопеков советского Гомеля и драматических первых днях Великой Отечественной войны. И не перестаешь удивляться, читая, как в Новобелице под бомбежками, не прерывая производственный процесс и рискуя жизнью, пекли хлеб для Красной армии, не зная того, что город занят немецко-фашистскими захватчиками. В годы военного лихолетья ценность хлеба возросла настолько, что хлеб равнялся человеческой жизни.

В экспозициях Музея хлеба «Наши шефы: РУП Гомельхлебпром» и «Зерновые Гомельщины» представлены альбомы чертежей хлебопекарного послевоенного оборудования, фотографии, отражающие процесс современного хлебопечения на заводе № 4, образцы зерновых культур, информацию из периодики о знатных хлебопеках, передовиках сельского хозяйства Гомельщины, развитии Республиканского унитарного предприятия «Гомельхлебпром». Нельзя не восхищаться лучшими образцами хлебобулочных изделий, а также экспонатами, которые украшали «Дожинки», проводимые в Гомельской области. Хлеб оживает в хорошо узнаваемых образах и символах родной Беларуси: в многоцветье трав, причудливых хитросплетениях луговых цветов, спелых колосьев, васильков, а также персонажах белорусских сказок. Наибольшее умение мастера-хлебопеки проявили в изготовлении изделия «Герб Республики Беларусь». Герб как символ суверенности народа и государства является особым предметом гордости учащихся школы № 1 г. Гомеля. Музей хлеба просто и ясно доказывает, что, патриотизм – это не отвлеченное понятие, патриотизм доступен и понятен детям разных возрастных групп благодаря созданию конкретных образов, эмоциональному переживанию, формированию позитивного отношения к окружающей действительности. В процессе интериоризации глубокие впечатления, переживания учащегося постепенно развиваются в целостное мировоззрение, устойчивые убеждения, которые затем переходят на уровень выработки правильных жизненных стратегий и поведения.

Сквозной темой Музея хлеба является сохранение исторической памяти и традиционных духовно-нравственных ценностей белорусского народа, что соответствует основным положениям Концепции национальной безопасности Республики Беларусь. Хлеб – это стратегический продукт. Как говорят в народе, хлеб – всему голова.

Работа Музея хлеба строится на принципе системности, имеет свою ценностную и структурно-функциональную основу. В деятельности Музея представлены следующие направления: поисковое и научно-исследовательское; экспозиционное и фондовое; культурно-массовое; экскурсионное. Каждое из направлений структурировано и включает в себя отдельные инициативные группы учащихся средней и старшей возрастных групп школьников во главе с учителем (руководителем группы). Например, пять групп ведут поисковую и научно-исследовательскую работу по следующим темам: «Хлеб – культурный феномен» (руководитель – А.А. Лобанов), «Народный быт и традиции», «Православные святыни», «Горький хлеб войны», «История РУП «Гомельхлебпром» (руководитель – Т.Н. Колесник).

Школьники активно представляют Музей на международных конференциях, республиканских выставках, экскурсионно-туристических мероприятиях. Точнее говоря, Музей хлеба и созданный на его базе в 2000 году поисково-краеведческий клуб «Скарынычы» - инновационная модель совместного творчества учащихся, учителей и администрации школы. Музей создан с помощью учащихся и для учащихся. Богатая экспозиция Музея формировалась постепенно, в результате поисковой работы, экспедиций, научных изысканий педагогов и школьников самых разных возрастов.

Каждый экспонат музейной экспозиции вызывает у учащихся определенные ассоциации, формирует историческую память, напоминает об известных местах нашего города, области, страны, о встречах с живущими там людьми. Каждый экспонат – это постепенное открытие жизненного мира наших предков, зачастую простых людей,  знакомство с их культурой, психологией, обрядами и верованиями. История учит избегать стереотипов, штампов. Школьники – полноправные участники научных исследований и задают те же самые вопросы, которые появляются всякий раз у любого маститого ученого при встрече с незнакомым историческим явлением: «Что? Где? Когда? Кто? Почему? В чем смысл события?» Ведь любая наука любит точность и объективность. С другой стороны, учащиеся приучаются терпеливо искать истину. И сталкиваются со многими неизвестными. С другой стороны, всегда ли можно ответить на самый простой  и прямой вопрос? Например, мы не знаем имени той неведомой мастерицы, что вышила рушник, не знаем имени  гончара, который оставил на донышке горшка отпечатки своих пальцев. Сначала мы с детьми вступаем на зыбкую почву воображения и фантазии, придумываем, представляем, как жил этот человек, что делал, что видел, о чем мог думать… Затем, вызвав интерес, мы погружаемся в мир исследований, в котором вскоре появляются первые очертания и приобретается четкость и точность. Далее возникают вопросы смысла жизни, ценностных ориентиров, которые естественным образом формируются у школьников в процессе изучения исторического прошлого. Таким образом, практикуемая методика работы позволяет исподволь подвести школьника к многогранности понятия «хлеб», наиболее полно раскрыть архетипическое значение хлеба как символа жизни, труда, творчества, праздника и радости белоруса.

Музейные экспонаты органично представлены на праздничных акциях города, республики, совместных мероприятиях Содружества независимых государств, таких как «Три сестры» в приграничье Беларуси, Украины, России. Директор СШ № 1 г. Гомеля Суторьма Татьяна Михайловна успешно инициирует  организацию межшкольных встреч, просветительских семинаров, педагогических чтений, учебу краеведов-историков Гомельщины, что позволяет оптимально реализовать существующий административный ресурс, мультиплицировать накопленный опыт среди коллег. Импульсы, которые посылает педагогическая корпорация старейшей школы Гомеля – это совместная инновационная активность учащихся и педагогов в движении к одной общей цели – к процветанию родной Беларуси. А достигнуть этой благородной цели невозможно лишь одним минутным желанием, одноразовой акцией. Только, как говорится, «от зернышка к зернышку» можно  накопить информационный, научный и образовательный ресурс Музея хлеба, благодаря постоянным совместным усилиям всего коллектива школы, ее администрации, педагогов и учащихся.

Обозначая перспективы, мы должны подчеркнуть, что Музей хлеба – это открытый проект, масштабы которого еще только обозначаются. Развитие этого проекта потребует еще много идей, научных открытий и практического взаимодействия с партнерами, попечителями, всеми заинтересованными в воспитании подрастающего поколения, в развитии современной Гомельщины. Хлеб – это жизнь. И от хлеба сила!

 

17.12.2015